Можно ли завести новую трудовую книжку в 2023 году

Можно ли завести новую трудовую книжку? Этот вопрос актуален ввиду изменения порядка оформления трудовых и в связи с переходом на электронные документы. Все трудоустроенные лица в течение 2020 года должны были определиться, в каком формате будет вестись их трудовая книжка – в бумажном (как и раньше) или в электронном – в форме «Сведений о трудовой деятельности». В последнем случае при устройстве на новую работу человек без обращения в СФР сможет предъявить новому работодателю только сведения о последнем месте работы, выданные ему при увольнении.

Можно ли завести трудовую книжку в 2023 году

Порядок оформления трудовых книжек в настоящее время регламентируется ст. 66 и 66.1 ТК РФ, Законом от 16.12.2019 г. № 439-ФЗ, а также Приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н. Порядок действий работодателя при желании работника завести новую трудовую книжку зависит от ситуации:

1. Работник трудоустраивается впервые в жизни в 2021 году или позже. В такой ситуации ему оформляется только электронная трудовая книжка (ЭТК), бумажный аналог не заводится. Брать заявление от новопринятого сотрудника о переходе на ЭТК не надо, так как у него отсутствует право выбора формата ведения трудовой.

2. Физическое лицо увольняется и устраивается на новое место, при этом предыдущим работодателем регистрировалось заявление о переходе на электронную трудовую книжку, о чем в бумажном документе сделана соответствующая запись, а сама трудовая выдана работнику на руки. Новым нанимателем ведется только ЭТК, записи в бумажную трудовую не вносятся, дополнительная бумажная трудовая книжка не оформляется.

3. По предыдущему месту работы сотрудник решил сохранить бумажную трудовую, продолжив ее ведение. Новый работодатель продолжает вести старую трудовую книжку, параллельно дублируя все данные в электронной форме, подаваемой в ПФР.

Работать сразу по двум трудовым книжкам нельзя, даже если у человека несколько мест работы. Поэтому завести вторую трудовую при наличии сведений о фактах трудоустройства до текущей даты невозможно.

Можно завести новую трудовую книжку при утрате или порче старой? Здесь также все зависит от комплекса условий. Первый вопрос – какой выбор ранее сделал владелец трудовой книжки: в пользу сохранения бумажного документа или изъявил желание перейти на электронный формат трудовой. В первом случае допускается оформление дубликата, во втором варианте работодатель не обязан восстанавливать трудовую, так как после перехода на ЭТК бумажный документ выдается работнику на руки.

Можно ли завести трудовую книжку в 2023 году в бумажном формате – рассмотрим варианты:

1. Владелец трудовой книжки сделал выбор в пользу бумажной трудовой, он продолжает трудиться у своего нанимателя, но трудовая книжка была утеряна или испорчена. В такой ситуации текущий работодатель восстанавливает документ, оформляя дубликат. В новую трудовую заносятся записи о предыдущих местах и периодах работы в хронологической последовательности (по имеющимся документальным свидетельствам), после чего отражаются кадровые события по нынешнему месту работы.

2. При новом трудоустройстве выяснилось, что бумажная трудовая книжка утеряна физическим лицом, волеизъявление на переход к электронному аналогу не фиксировалось, «Сведения о трудовой деятельности» им также не представлены. Работодатель может предложить принимаемому сотруднику вариант с оформлением новой трудовой книжки только в электронном формате, записи в которой будут начинаться с текущего места работы. Альтернативный путь – обращение к предыдущему работодателю для выдачи бумажного дубликата, также возможно восстановление трудовой в судебном порядке. Полученный дубликат передается новому работодателю, все последующие записи вносятся в обновленную бумажную трудовую.

3. У человека перед новым официальным трудоустройством был длительный перерыв в работе, за это время трудовая книжка потерялась. Идеальное решение – восстановить данные о трудовом стаже, такие сведения нужны работнику для назначения пенсии в будущем, но заниматься этим вопросом должен владелец трудовой, а не текущий наниматель. Если оформить дубликат невозможно, по новому месту работы с физического лица берется заявление о причинах отсутствия трудовой книжки, после чего ему заводится трудовая, но уже в электронном формате. В этом случае у новопринятого работника отсутствует право на выбор формы ведения трудовой – он приравнивается к категории лиц, принятых на работу впервые.

Если физическое лицо сделало выбор в пользу электронной трудовой книжки, а потом передумало – возврата не будет, такое мнение высказал Минтруд в Письме от 14.12.2020 г. № 14-2/ООГ-18054. Оформление дубликата с последующим ведением бумажной трудовой в такой ситуации не допускается.

Источник: spmag.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *