Верховный суд признал ничтожность одобренного по СМС кредита

Верховный суд признал ничтожность кредита, одобренного дистанционно третьими лицами по СМС

Клиент банка сообщила мошенникам два кода из СМС, после чего на нее оформили кредит на 200 тыс. руб., а средства вывели на неизвестный счет. В суде удивились, что для этих операций преступникам было достаточно четырех цифр

Верховный суд удовлетворил жалобу истца, признав «ничтожным» кредитный договор в Хоум Кредит Финанс Банк (ХКФ Банк), оформленный третьими лицами через интернет-банк с помощью СМС-кода, пишет «Коммерсантъ». Карточка дела опубликована на сайте Верховного суда.

Решение суда первой инстанции, апелляционное и кассационное определения отменены, дело направили на новое рассмотрение в Савеловский районный суд.

В марте 2020 год, в день заключения кредитного договора, клиентке позвонили мошенники и представились сотрудниками банка, уточнив, она ли оставила заявку на кредит, рассказала ее адвокат Екатерина Деренская, пишет портал «Право». Клиентка ответила отрицательно, на что ее попросили сообщить два кода, которыми якобы следовало подтвердить, что она действительно не подавала заявку. Девушка выполнила просьбу мошенников.

Банк в результате дистанционно заключил с ней договор страхования и одобрил кредит на более чем 200 тыс. руб. под почти 19% годовых, средства после этого вывели на неизвестный счет. Клиентка банка потребовала в суде признать договор недействительным, указывая, что не заключала эту сделку, однако в трех инстанциях ей отказали, отметив, что она не должна была никому сообщать СМС-коды. В Верховном суде она пояснила, что не планировала брать кредит, а код подтвердила «машинально».

Ответчик, ХКФ Банк, считает клиентку виноватой в ситуации. Кредитная организация подчеркнула, что сервис дистанционного банковского обслуживания использует защищенные каналы, а клиент получает несколько СМС-сообщений, в которых указывается цель совершаемой операции. Текст сообщений всегда начинается с предупреждения, что содержание СМС никому нельзя называть, однако клиентка все равно передала их мошенникам.

Судьи в ходе рассмотрения дела отметили, что с помощью кодов из четырех цифр ХКФ Банк выдал кредит и перечислил средства на счет в другом банке — «Без права на ошибку и латинским шрифтом». Представительница банка ответила, что использованием латиницы является общей практикой для банков, а сам текст русский.

Решение Верховного суда может изменить судебную практику, после чего банки пересмотрят подход к обеспечению дистанционного оформления кредитов, сочли опрошенные газетой эксперты. «Даже если признать сообщение кода аналогом подписи, то в данном случае код банку сообщила не клиентка, а мошенники, то есть третьи лица», — пояснил глава совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Он указал, что подписания договора самой клиенткой не произошло, а потому такого договора действительно нет, однако это предстоит доказать в суде.

Сейчас суды, как правило, отказывают в признании дистанционно оформленных операций недействительными, указал партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Прежде подобные дела дальше повторного слушания не проходили. По его словам, исключением являются лишь редкие случаи, когда есть факты, подтверждающие совершение мошеннических действий в отношении клиента.

Источник: www.rbc.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *