Увольнение при ликвидации предприятия

Увольнение при ликвидации предприятия проводится строго в соответствии с установленными законодательными требованиями. Какими правами в этой ситуации обладают работники компании? Каким образом оформляется расторжение трудовых договоров? В этом материале даем инструкцию по увольнению в связи с ликвидацией по ТК в 2022 году. Рассказываем, как правильно его оформить и какие выплаты полагаются работникам, освобождаемым от должности.

Увольнение в связи с ликвидацией предприятия — статья ТК РФ

Расторжение трудового договора в связи с ликвидацией юрлица предусмотрено ч. 1 ст. 81 ТК РФ. С юридической точки зрения оно считается увольнением работника по инициативе работодателя.

Роструд в своем приказе от 13.05.2022 № 123 разъясняет, что это единственное основание, по которому трудовой договор расторгается абсолютно со всеми работниками предприятия, поскольку последнее фактически прекращает свое существование.

Увольняются также сотрудники:

  • филиалов;
  • представительств;
  • иных обособленных структурных подразделений.

ТК прямо не называет документальное основание для увольнения в связи с ликвидацией. На практике в его роли выступает решение о ликвидации юрлица, принятое его собственниками или арбитражнным судом (при банкротстве).

Ст. 81 ТК указывает, что трудовые договоры расторгаются и в том случае, если они были заключены с индивидуальным предпринимателем, который прекращает свою деятельность.

Увольнение в связи с ликвидацией организации — пошаговая инструкция

Итак, решение о ликвидации юрлица принято. Как рассчитать работников? На самом деле так же, как и в остальных случаях – вынесением приказа о расторжении трудового договора. Однако перед этим необходимо направить уведомления: в профсоюзный комитет и службу занятости, а также предупреждения сотрудникам компании, которые будут уволены.

Уведомление профсоюза о ликвидации организации

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 г. 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ликвидация организации с массовым увольнением работников может быть произведена только при условии уведомления соответствующего профсоюза.

Профсоюзную организацию необходимо уведомить не позднее, чем за 3 календарных месяца до фактической ликвидации и расторжения трудовых договоров.

Образец уведомления профсоюза о ликвидации предприятия

В настоящее время нормативными актами не установлена форма уведомления профсоюза, поэтому документ составляется в свободной форме. Чтобы не возникло никаких вопросов со стороны профсоюзной организации и контрольно-надзорных органов, в него следует включить следующую информацию:

  • наименование организации;
  • основания ее ликвидации (например, решение учредителей);
  • дата увольнения;
  • число увольняемых работников.

Уведомление следует направлять так, чтобы было подтверждение его получение (например, ценным письмом с описью вложения). Оно будет необходимо, если возникнуть претензии по трехмесячному сроку.

Если не получается самостоятельно составить документ, для его составления можно использовать образец: 

Еще больше полезной информации о взаимодействии с профсоюзом при ликвидации организации — в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Уведомление службы занятости

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» юрлицо при принятии решения о ликвидации уведомляет службу занятости не позднее, чем за 2 месяца до увольнения работников. Предприниматели при прекращении деятельности направляют уведомление не позднее, чем за 2 недели.

Ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 устанавливает, что уведомление службы занятости должно содержать следующую информацию об увольняемых:

  • должности;
  • профессии;
  • специальности и квалификационные требования к ним;
  • условия оплаты труда.

Данные предоставляются по каждому конкретному работнику.

Уведомление ЦЗН осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Минтруда РФ от 26.01.2022 № 24 по форме, установленной Приложением № 1 к приказу. 

Она довольно обширна, и требует включения дополнительных данных, не установленных ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (например, пола работников, с которыми расторгается трудовой договор).

Заполненная форма направляется почтой, нарочным или посредством личного кабинета работодателя на сайте edu.rosminzdrav.ru.

Уведомление работников о ликвидации организации

В соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ работодатель обязан письменно под подпись предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией юрлица или прекращением деятельности ИП. Это необходимо сделать не позднее, чем за 2 месяца до прекращения трудовых отношений.

Важно, чтобы работник лично принял документ и расписался за него. Направление почтой или иными средствами связи не допускается.

Образец уведомления работников о об увольнении в связи с ликвидацией предприятия

Действующие нормативные акты не устанавливают формы уведомления работников о ликвидации предприятия, поэтому документ составляется в свободной форме. Главное, указать в нем все юридически значимые факты (например, дату, основания увольнения). Образец составления предупреждения можно скачать у нас на сайте:

Издание приказа об увольнении – образец

Приказ об увольнении составляется по форме Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004. Это стандартная форма, которая применяется при расторжении трудового договора с работником по любым причинам. Единственное отличие при ликвидации заключается в том, что в графе «Основание» необходимо указать прекращение существования организации со ссылкой на решение учредителей или арбитражного суда.

Обратите внимание: с 2013 года использование формы Т-8 является добровольным.

Это означает, что работодатель может составить документ в свободной форме. В этом случае понадобится указать в нем все юридически значимые факты. Для многих это сложно, поэтому для исключения ошибок лучше использовать форму. Заполнить ее гораздо проще, чем составить бумагу с нуля.

Образец приказа на увольнение в связи с ликвидацией организации-работодателя можно скачать на нашем сайте:

Сдача в архив документов по уволенным сотрудникам

Порядок хранения документов ликвидированных организаций установлен приказом Минкульта от 31.03.2015 № 526. Он распространяется и на бумаги, касающиеся уволенных сотрудников.

В соответствии с этим нормативным актом, документы постоянного хранения и документы по личному составу ликвидированных организаций должны передаваться в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

Увольнение в связи с ликвидацией в организации – пример записи в трудовой

В целом запись в трудовой книжке об увольнении в связи с ликвидацией не отличается от отметки о расторжении трудового договора по каким-либо другим основаниям. Ниже приведен примерный вид такой записи:

№ записи

Дата

Сведения о приеме на работу, увольнении

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

число

месяц

год

1

2

3

4

5

6

8

02

02

2023

Трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ

Приказ ООО «Мегаторг» от 02.02.2023 года № 115

Увольнение в связи с ликвидацией организации – выплаты

При увольнении по ликвидации предприятия выплаты производятся в последний день работы сотрудников (стат. 140 ТК). Полный расчет включает в себя следующие суммы:

  • Основная зарплата в соответствии с условиями трудового договора.
  • Долги по зарплате при их наличии.
  • Денежная компенсация за дни неиспользованного отпуска – как основного, так и дополнительного.
  • Выходное пособие в размере среднемесячной величины зарплаты – платится работодателем в течение 2 последующих месяцев, а при обращении работника в Службу занятости (в 2-недельный срок с момента увольнения) пособие выдается еще 1 мес. при условии, что специалист пока не трудоустроен.

Обратите внимание! Выплаты при увольнении по ликвидации предприятия перечисляются на карту или выдаются наличными средствами.

Увольнение работников при ликвидации ИП

В ИП, как и при ликвидации предприятия, сотрудники увольняются и выплачивают им те же предусмотренные трудовым законодательством РФ гарантии и компенсации. Индивидуальный предприниматель в общепринятом порядке уведомляет Службу занятости, профсоюзы и персонал, издает приказы и выполняет записи в трудовых книжках.

Процедура не имеет каких-либо отличий и проводится всеми ИП, имеющими трудовые взаимоотношения с наемными работниками.

Можно ли уволить беременную в связи с ликвидацией

Ст. 261 ТК РФ напрямую указывает, что расторжение трудового договора с беременной по инициативе работодателя запрещено. Однако она же называет исключение — ликвидацию организации.

Таким образом, беременные при ликвидации юрлица увольняются на общих основаниях.

Можно ли уволить в связи с ликвидацией во время отпуска, декретного отпуска

Согласно ст. 81 ТК РФ увольнять во время отпуска нельзя. Однако установлено исключение для увольнения в связи с ликвидацией.

В соответствии с ч. 4 ст. 261 ТК РФ увольнение женщин в декрете по иницитаиве работодателя не допускается. Однако если оно производится из-за ликвидации предприятия, оно возможно.

Таким образом, при ликвидации компании можно уволить и находящегося в отпуске работника, и декретницу. 

Вы — юрист или бухгалтер?

Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!


Увольнение при ликвидации предприятия

Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта

Пишите на почту: zabota@spmag.ru

Источник: spmag.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *