Что такое кредитная история

При подаче заявки на оформление кредита сотрудник банка просит заемщика в письменной форме дать согласие на обработку персональных данных. Такое согласие дает финансовому учреждению право передавать информацию о своем клиенте в Бюро кредитных историй (далее — БКИ). Именно таким образом формируется кредитная история заемщика, а далее что такое кредитная история и для чего нужна.

Зачем нужна кредитная история

Кредитная история (далее — КИ) — это совокупность сведений обо всех оформленных на гражданина кредитах. Это своего рода досье, в котором отображается количество поданных, одобренных и отклоненных заявок на выдачу денег. 

Информация о взаимоотношениях конкретного гражданина с финансовыми учреждениями передается в БКИ с 2005 года. В России действует 9 таких бюро. Денежно-кредитное учреждение или МФО, которое предоставляет заемщику средства, вправе самостоятельно выбирать БКИ для передачи информации о сотрудничестве, но в НБКИ обязаны.

Наличие непогашенной задолженности в 100% случаях гарантирует отказ в выдаче займа. Однако, если на конкретный момент времени клиент банка рассчитался со своими долгами и выполнил все финансовые обязательства перед предыдущими кредиторами, с большой долей вероятности банк не откажет в выдаче денег. Но в этом случае банк снизит сумму кредитного лимита. С целью компенсации повышенного риска к заемщику будет применена повышенная процентная ставка. 

Кто интересуется кредитной историей

Сведения, содержащиеся в КИ, прежде всего важны для сотрудников банка и других финансовых учреждений. Это один из основных способов оценки благонадежности и платежеспособности клиента. Анализируя имеющуюся информацию, банки оценивают степень финансовых рисков. Если гражданин имеет хорошую работу, получает достойную зарплату и в прошлом ни разу не допускал просрочки платежей, банк без проблем одобрит заявку на оформление нового кредита. 

Степень рисков оценивается с помощью скорингового балла. Этот показатель учитывает не только наличие своевременно оплаченных кредитов, но и критерии, влияющие на уровень платежеспособности (возраст, должность, зарплата, образование и т.п.).  

КИ могут интересоваться следующие организации: 

  • Страховые компании. Наличие регулярных задержек по ежемесячным платежам может свидетельствовать о финансовых проблемах. Ради получения страховой выплаты клиент компании может пойти на мошенничество. В большинстве случаев лицам с плохой КИ отказывают в оформлении полиса или существенно поднимают его стоимость. 
  • Сервисы краткосрочной и долгосрочной аренды автомобилей. Автомобиль относится к категории ценного имущества, поэтому компании, предоставляющие услугу аренды транспортных средств, проверяют платежеспособность своих клиентов. Плохая КИ — одна из основных причин отказа в аренде. 
  • Потенциальный работодатель. Причина для изучения КИ — необходимость оценить степень добросовестности и ответственности будущего сотрудника. 

Если человеку без видимых причин отказывают в выдаче займа или не перезванивают после собеседования, рекомендуется проверить свою кредитную историю. Тем более, что каждый гражданин может бесплатно сделать это два раза в год. 

Как проверить КИ

Проверять КИ необходимо перед оформлением важного кредита или в случае утери паспорта. В первом случае с помощью проверки можно сразу оценить свои шансы на одобрение, во втором — уточнить наличие подозрительных запросов на предоставление денежных или уже оформленных займов.

Проверить КИ можно двумя способами: 

  • через Госуслуги; 
  • через сайт ЦБ РФ. 

Уточнение данных через Госуслуги — наиболее быстрый способ проверки. Однако воспользоваться им могут пользователи с подтвержденным аккаунтом. Инструкция по ссылке.

Важно понимать, что запросы в вышеперечисленные государственные сервисы не подразумевают под собой предоставление кредитной истории. Заявителю будет предоставлен список БКИ, которые владеют информацией о его кредитной истории. 

Как исправить кредитную историю

Регулярные просрочки по обязательным платежам, долги по ЖКХ и алиментам, большое количество займов (в том числе и в МФО) — все это ухудшает кредитную историю. 

Удалить пункты из истории отдельно взятого кредитора невозможно, но увеличить степень своей платежеспособности можно следующими способами: 

  • своевременно выполнять обязательства по открытым кредитам; 
  • постепенно погашать задолженность по старым займам;
  • свести к минимуму количество одновременно существующих кредитных обязательств; 
  • активно пользоваться альтернативными кредитными продуктами (например, банковской картой с овердрафтом); 
  • своевременно оплачивать услуги ЖКХ и погашать долги по алиментам. 

Важно не допускать просрочки платежей. В большинстве случаев банки охотно идут на уступки клиенту, который попал в сложные финансовые обстоятельства. Если заемщик по каким-либо причинам не в состоянии выполнять договорные обязательства, он может воспользоваться кредитными каникулами, которые не портят кредитную историю. 

Теоретически получить кредит с плохой историей можно, однако в такой ситуации банк предложит заемщику не самые выгодные условия сотрудничества. 

Что делать, если в КИ допущена ошибка

Ошибки в КИ случаются редко. Тем не менее полностью исключить их вероятность нельзя. 

Если гражданин обнаружил в своей кредитной истории недостоверные данные, он может воспользоваться своим правом на оспаривание записей. Для устранения ошибки необходимо обратиться с заявлением в БКИ, которое предоставило заявителю недостоверную, по его мнению, информацию. В заявлении перечисляются факты, подлежащие оспариванию. 

Бюро кредитных историй обязано перенаправить это обращение источнику формирования записи (банку или МФО). Если указанные в заявлении факты будут подтверждены, кредитор корректирует имеющуюся запись в соответствии с вновь поступившими сведениями.

Источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *