Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

Учетная политика бюджетного учреждения – это разработанный на основе действующих НПА локальный нормативный акт, учитывающий специфику деятельности учреждения и обновляемый по мере необходимости. Кто ее составляет? Как определяется состав разделов и приложений этого документа? Какие изменения-2023 учесть при его разработке и актуализации?

Три ответа на главные организационные вопросы

Составление учетной политики учреждения – мероприятие, проводимое с учетом определенных, законодательно установленных, правил. Ответим на три главных вопроса по организации этого мероприятия:


Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

В обязанности руководителя учреждения не входит разработка учетной политики (УП), тем не менее он вправе вносить обоснованные предложения по применению конкретных учетных правил и процедур ведения учета.

Минфин в Письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 обозначил важный принцип формирования учетной политики – в ее тексте не должно содержаться описание методов, правил и способов ведения бухучета, однозначно установленных «бухгалтерскими» НПА.

Набор НПА для составления УП

Учетную политику бюджетного учреждения разрабатывают на основе нормативных документов:


Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

С 2019 года по правилам стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н) формируют свою учетную политику казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Основные разделы

Учреждение само определяет количество разделов учетной политики и их содержание − с учетом нормативных требований к обязательным составным частям этого локального акта. Учетная политика бюджетной организации может иметь такую структуру:


Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

В основном тексте расписываются выбранные организацией способы постановки на учет, оценки и списания объектов бухучета, а также порядок включения информации о них в отчетность. С учетом специфики учреждения состав разделов может быть расширен.

Не рекомендуется приводить в тексте учетной политики ФИО должностных лиц и иные, часто изменяющиеся сведения. К примеру, список подотчетников (сотрудников, которым разрешается получать денежные средства на покупку товарно-материальных ценностей), желательно утвердить отдельным распоряжением (приказом).

Если автономная или бюджетная организация выступает в роли получателя бюджетных средств при осуществлении инвестиций в бюджетную недвижимость, заключении контрактов от имени региона или муниципалитета и других обстоятельствах, эти факты требуется отразить в учетной политике.

Комплект приложений

Значительная часть информации, необходимой для организации учетного процесса учреждения, детализируется в приложениях к учетной политике.


Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

Каждое учреждение формирует свой набор приложений, в состав которых включает те инструкции, методики, правила и схемы, которые необходимы в силу требований законодательства и/или нужны учреждению в силу специфики учета.

Актуализация УП

Учетную политику требуется применять последовательно из года в год. Своевременное внесение в нее изменений и дополнений позволяет избежать учетных ошибок и сформировать достоверную во всех существенных аспектах отчетность, на основании которой принимаются обоснованные управленческие решения.

Допустимые случаи изменения учетной политики определены в стандарте:


Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения. Изменения учетной политики в течение года, не связанное с законодательными корректировками нормативных актов по бухучету (законодательства РФ о бухучете, федеральных и/или отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов и иных сопутствующих НПА) производится учреждением по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Чтобы узаконить внесенные в учетную политику изменения, необходимо оформить их приказом руководителя. Копия такого приказа становится неотъемлемой частью учетной политики.

Об отдельных законодательных поправках-2023, требующих актуализации учетной политики, расскажем в следующем разделе.

Изменения-2023: что учесть

С 2023 года может потребоваться пересмотр текста учетной политики в связи с разнообразными корректировками законодательства и множественными платежно-учетными новшествами.


Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

При ведении бюджетного учета с 2023 года некоторым организациям необходимо применять новый стандарт:


Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

С будущего года планируются изменения в Плане счетов бюджетного учета.


Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

Необходимо также учесть и другие изменения законодательства: в связи с новой редакцией Приказа № 209н, корректировкой Приказа № 168н (для федеральных бюджетных и автономных учреждений) и т.д.

В системе «Консультант Плюс» можно ознакомиться с образцами учетных политик:

  • Образец учетной политики казенного учреждения с 2023 г.
  • Образец учетной политики бюджетного учреждения с 2023 г.
  • Образец учетной политики автономного учреждения с 2023 г.

Публикация УП

Отличительная черта учетной политики бюджетных организаций (в сравнении с коммерческими компаниями) – необходимость публичного раскрытия основных ее положений.


Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

Допускается публикация реквизитов этого локального акта и отдельных видов информации:

  • о специфике деятельности организации;
  • основных принципах, правилах и методах бухучета.

По решению руководителя учреждения допускается выкладка на сайте копий всех разделов и приложений учетной политики.

Проверка УП, ошибки и штрафы

Учетную политику запрашивают при проведении проверок контролирующие органы (проверяющие из Госконтроля, ИФНС и т.д.). Требование предъявить этот документ поступает также от ревизионных подразделений министерств и ведомств.

Анализ результатов проверок позволяет обобщить выявленные в учетных политиках подведомственных учреждений ошибки и письменно информировать руководителей для применения в работе. Каждому учреждению важно изучить указанные в таких письмах ошибки, выявить в своей учетной политике и устранить. К примеру, если в 2022-2023 гг принимается учетная политика медицинского учреждения, ее составителям следует учесть Письмо Минздрава РФ от 28.12.2021 № 22-1/2132, в котором приведен перечень допускаемых учреждениями здравоохранения ошибок при формировании учетной политики. Назовем часть из них:


Учетная политика бюджетного учреждения на 2022-2023 годы

Изучение списков нарушений из таких ведомственных информационных писем позволяет вовремя исправлять ошибки в учетной политике.

Наличие в учетной политике серьезных пробелов, недостоверной и неактуальной информации, признается нарушением, как и факт ее отсутствия в учреждении. За это штрафуют по ст. 15.11 КоАП РФ. Непредставление налоговикам заверенной копии учетной политики при проведении камеральной проверки грозит штрафом по ст. 15.6 НК РФ.

Итоги

Учетная политика бюджетного учреждения на 2023 год должна соответствовать актуальным нормам законодательства. С 2023 года в ее тексте требуется учесть новшества, вводимые в связи с применением электронных первичных документов и регистров, переходом на новые правила уплаты налогов и взносов и др.

Источник: spmag.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *